Устаревшие профессии. Ездовой.
Просматривая ведомости о начислении зарплаты рабочим и служащим п/х Победа в 1950 году, я обратила внимание на такую должность, надо сказать довольно многочисленную, как ездовой и ездовая.
Напомню фамилии рабочих-ездовых: Алманова Евлампия Парфирьевна, Башаев Александр Иванович, Букин Яков Ермолаевич, Варюшин Владимир Яковлевич, Груничева Анисия Сергеевна, Груничев Дементий Максимович, Егоров А.Ф., Кузнецова Таиса Петровна, Карпов Фёдор Григорьевич, Климушкин Иван Васильевич, Лукьянова Мария, Миронов А.Д., Садчиков К., Спиридонова Анна, Яндышева Галина Петровна, Шевелев Василий Ильич.
Так кто же такой ездовой? И в чём заключались его обязанности? Первое, что приходит на ум: ездовые ездили на лошадях. Прошло всего пять лет после разрушительной войны, техники было мало и её использовали на полях и для уборки/транспортировки урожая, поэтому все небольшие перевозки в пределах хозяйства выполнялись с помощью конной тяги (подвоз воды, сена, соломы, силоса и т.д.).
Второе, о чём думается: вот непыльная работёнка – катайся себе целый день да на лошадку покрикивай! Но довелось мне как-то раз прокатиться на телеге: всего-то километра три-четыре, а впечатлений на всю жизнь. Ни рессор тебе, ни мягких сидений, от просёлочной дороги пыль клубится, забиваясь в одежду (не говоря уж про рот и нос) … Да ещё лошадка иногда или пописает, или попукает на ходу, так что лично я в ездовые бы не пошла.
Но если без шуток, должность ездового трудная, ответственная и имеет свои особенности. С большим удивлением читала я инструкцию для ездовых (как оказывается много нужно уметь!):
«Ездовой несёт ответственность так же, как и конюх, за состояние здоровья, упитанность, чистку закреплённых за ним лошадей, а также за сохранность выданной ему упряжи, транспортного и конного сельскохозяйственного инвентаря.
Ездовой обязан:
а) при приёмке лошадей на работу тщательно осмотреть их и о всех ненормальностях в состоянии лошади, ковки или упряжи сообщать старшему конюху. В дни работы, утром перед выездом и вечером по возвращении с работы, производить чистку закреплённых за ним лошадей;
б) перед запряганием лошадей внимательно осмотреть упряжь (особенно подкладку под хомутом и седёлкой), повозку и сельскохозяйственный инвентарь (смазать колёса и поворотный круг, тщательно выровнять тяжи, гужи и постромки);
в) во время работы не допускать переутомления лошадей и предоставлять им установленные периодические отдыхи;
г) использовать все перерывы в работе для кормления лошадей и своевременно производить водопой;
д) во время остановок на работе осматривать лошадей, упряжь и инвентарь и, по возможности, устранять неисправности на месте работы;
е) не поручать работу на закреплённых за ним лошадях другому лицу без специального на то разрешения,
ж) при обнаружении признаков заболевания лошади немедленно прекращать работу и заявлять об этом бригадиру или старшему конюху;
з) последний километр при возвращении с работы и первые два километра после кормления лошадей ехать только шагом;
и) по окончании работы сдавать лошадей и сбрую конюху, ставить на определённое место повозку и сельскохозяйственный инвентарь, на котором он работал; о всех ненормальностях в состоянии лошади и ковки, а также о всех неисправностях упряжи, транспортного или сельскохозяйственного инвентаря немедленно заявлять старшему конюху или бригадиру.
к) в холодное время года у пришедших с работы разгорячённых лошадей снимать хомут и седёлку примерно через полчаса после возвращения; места прилегания хомута и седёлки растереть соломенным жгутом; очищать от грязи, обмывать и досуха вытирать ноги лошади (особенно под щётками, подошву и стрелку копыта);
л) следить за проявлением охоты у закрёпленных за ним кобыл и при обнаружении охоты немедленно сообщать об этом старшему конюху;
м) работая на подсосных кобылах, предоставлять жеребятам возможность сосать кобылу, примерно через каждый час работы;
н) хорошо изучить характер закреплённых за ним лошадей и знать все приёмы обращения с ними, обеспечивающие повышение их работоспособности».
Для себя я сделала вывод: главное, что необходимо ездовому – это любовь к животным. Без неё все эти обязанности не выполнить.
И в заключение несколько слов о военной профессии ездового, которая была распространена в период Великой Отечественной войны.
Главная забота ездовых заключалась в поддержании жизнеобеспечения вверенных им лошадей. Они могли подковать животных, починить сбрую и повозки. Ездовые были незаменимы в условиях бездорожья, когда застревали тяжёлые автомобили и не могли проехать массивные танки. Они на повозках под огнём противника приближались к переднему краю, подвозя боеприпасы, пулемёты, миномёты, орудия, кухни, вывозили из-под обстрела раненых.
В современной армии, прошедшей техническое перевооружение, лошадь можно рассматривать как анахронизм, а профессию ездовых — как утратившую свою необходимость.
Источник инструкции для ездовых:
http://www.groont.ru/loshad/horsekeeping/4.html