Интернат в пос. Алексеевка
Так как в п/х Победа была только начальная школа (1 – 4 классы), побединские девчонки и мальчишки продолжали учёбу в средней школе соседнего посёлка Алексеевка (примерно в 12 км).
В советское время для школьников, желающих получить неполное (7-8 классов) или же полное среднее образование (10 классов), открывались интернаты при школах, т.е. общежития для детей, чьи дома находились слишком далеко от школ, или для кого дорога от дома до школы оказывалась в силу климатических или погодных условий непреодолимой. Был такой интернат и в посёлке Алексеевка.
Добирались ученики до интерната на транспорте, который выделяли руководители колхозов и совхозов. Весной и осенью это была бортовая машина или лошадь, запряжённая в телегу. Зимой - лошадь, запряжённая в сани, или трактор с будкой на санях. Если же было позднее время, а занимались ученики второй смены до 8 часов вечера, то каждый добирался до дома как мог: пешком или на велосипеде (в тёплое время года), или на лыжах (зимой), или за ними отдельно приезжали родственники, кто на чём сумел.
За моим дядей Прониным Виктором (учился в Алексеевке с 1958 по 1965 год) в конце недели часто приезжала его сестра Нина Редихина, на запряжённой в двуколку лошади. Перед посёлком высилась крутая гора, с которой было страшно спускаться, поэтому Виктору приходилось подниматься на гору пешком, где его ждала сестра.
Сестра Марина рассказывала, что в интернат учеников отвозили в разные годы на разном транспорте. Училась в 3 классе (1973 – 1974гг) – на тракторе (летом с тележкой, зимой с будкой на санях) или на бортовой машине. Потом, уже в 5 классе (1975 – 1976гг), машину выделяли крытую. А в 7 классе (1977 – 1978гг) возили в интернат уже на автобусе. Если родителям надо было на родительское собрание, то им тоже выделяли от совхоза машину для поездки.
В школу на тракторе (фото из интернета) | В школу на санях (фото из интернета) |
Из истории Алексеевской средней школы
Первая школа в посёлке Алексеевка Хвалынского уезда Саратовской губернии основана в 1873 году. Сначала она была земской начальной (местный орган самоуправления - Хвалынское земство, созданное на основании «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года). Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения.
Наряду с земскими школами в уездах существовали также школы Министерства народного просвещения (министерские) и церковно-приходские школы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Земская_школа
31 октября (13 ноября) 1903 года в Алексеевке открылась церковно-приходская школа, разместившаяся в специально построенном в том же году тщанием церковного попечительства здании, часть помещений которого также заняли сторожка и богадельня для бедных и безродных женщин. По-видимому, здание это было построено недалеко от церкви и располагалось где-то в районе Алексеевского затона и судоремонтного завода.
В 1938 году Алексеевка получила статус посёлка городского типа, в том же году на базе бывшей земской школы была создана средняя общеобразовательная школа и был выпущен первый 10 класс.
На 1960 год Алексеевская средняя школа размещалась в трёх отдельных деревянных зданиях: неполная средняя школа (5 – 8 классы) и средняя школа (9 и 10 классы) – на улице Чапаева через дорогу (через улицу Грошева) друг от друга; начальная школа (1 – 4 классы) – где-то на берегу Волги у затона (точное место неизвестно). Здание начальной школы снесли, когда построили ГЭС; рядом был судостроительный завод, который тоже затопило, как и место разрушенной в тридцатые годы церкви.
Ещё одно здание занимал пришкольный интернат для приезжих учащихся на улице Ленина (точное место неизвестно).
Начальная школа
Неполная средняя школа
Средняя школа (старшие классы)
Некоторые из директоров Алексеевской средней школы
в советский период:
Журавлёв Пётр Тихонович - директор с 1936г по 1939г и с 1948г по 1971г.
Прасковьин Сергей Федосеевич - директор с 1972г по 1976г.
Сальдикова Татьяна Анатольевна - директор с 1976г по 1977г.
Кудинов Василий Константинович - директор с 1978г по 1989 г.
Портреты директоров школ есть в фотоальбоме на сайте.
Современное двухэтажное здание школы на улице Чапаева, 111 построено в 1973 году. Средняя общеобразовательная школа с 1998 года носит имя своего знаменитого выпускника В. М. Пашина. В её структуру также включены детский сад и открытый в 2010 году интернат для детей-сирот.
А на базе освободившихся помещений Алексеевской средней школы 18 июня 1973 года была основана Алексеевская вспомогательная школа-интернат. Изначально она располагалась в двух деревянных зданиях, в которых обучались дети с 5-го по 10-й класс. Со временем здание школы разрослось, деревянные здания сменились современным кирпичным зданием с широкими коридорами, светлыми комнатами и классами (новое здание было построено в 2014 году).
Как мы жили в интернате
Из воспоминаний выпускника 1965 года Пронина Виктора Ивановича:
«Дом интерната представлял собой деревянное одноэтажное здание на высоком кирпичном фундаменте, с высокой крышей, покрытой шифером. Здание было разделено на две половины. В одной половине жили мальчики, а в другой девочки. Территория интерната была огорожена высоким деревянным забором, имела большой внутренний двор, где располагались туалет и погреб, который мы сами и наполняли запасами: каждый ученик на год привозил и сдавал завхозу мешок картошки, ведро свёклы, ведро моркови, один вилок капусты.
Перед зданием находилось свободное открытое пространство, которое мы использовали как футбольное поле весной и осенью, а зимой заливали его водой, и поле превращалось в каток.
Напротив здания интерната имелась водяная колонка, куда школьники бегали в дни дежурства за водой для технических нужд. Во время дежурства по графику мы сами мыли полы, приносили воду для приготовления обеда и заливали воду в бак, пристроенный к печке. Этой тёплой водой мыли посуду и заполняли умывальники.
Просто и скромно обстояло дело с благоустроенностью и оборудованием помещений: кроме тумбочек и коек ничего больше не было. Хорошо, что было казённое бельё (простыни, наволочки, пододеяльники, полотенца), которые менялись каждую неделю. Посещение бани было личным делом каждого, за этим никто не следил.
В интернате 60-х годов дети были предоставлены сами себе, никто не заботился об организации их досуга, о выполнении домашних заданий. Мы были в этом вопросе самостоятельными: готовили уроки сообща, сидя за одним большим столом. Старшие помогали младшим. Плохо понимавшие материал обращались к более сведущим ученикам, так что письменные задания выполнялись всегда. Другое дело понимание предметов устных: не каждый и не с первого раза мог понять материал из учебника или из пересказа товарища. Всё зависело здесь от таланта, способностей, предыдущих знаний и смекалки.
Вход в школу для старшеклассников.
Выпуск 10 класс 1965 год. Пронин Виктор справа в клетчатой рубашке.
В интернате было две печки на три комнаты и топились они, лишь когда готовился обед и перед сном. Ребята хитрили, приносили выделенное количество дров к печке и старались спрятать большую часть поленьев на вечер, чтобы ночью было теплее спать. Но завхоз экономила, по-своему рассчитывала количество топлива. Так же она поступала и с керосином для ламп (ключи от сарая, где находились дрова для печи и керосин, хранились у женщины-завхоза).
Утром она приходила для того, чтобы выдать сливочное масло ученикам к чаю, дрова для растопки печей, в обед для того, чтобы приготовить борщ или щи (без мяса, конечно) и компот из сухофруктов. Затем она уходила до следующего утра. И самой большой проблемой для нас было каким-то образом приготовить себе ужин.
Продукты мы привозили с собой или покупали на местном базаре. Но выделенных родителями для пропитания продуктов и денег не хватало. Обычно нам выдавали по три рубля на неделю. На эти деньги можно было купить коробку комкового рафинада, банку кабачковой икры, пачку чая, хлеб. Утром пили чай с сахаром, бутербродами, вечером кушали, у кого что было, и доедали остатки сухофруктов, оставшихся от компота, посыпав их сахаром.
От недостатка еды появились случаи воровства. Рядом находились огороды, сады и виноградники местных жителей. Чего проще ночью, когда все вокруг спят, перемахнуть несколько заборов и пройтись по этим огородам, чтобы тумбочки потом ломились от украденной сельхозпродукции.
Потом выяснилось, что в посёлке имеются рыбаки, промышлявшие по ночам сетями в нарушение законов. Возомнив себя «Робин Гудами», мы позаимствовали из сетей браконьеров улов, а в интернате запахло жареной рыбой и ухой. Но всё хорошее быстро заканчивается, так было и в этом случае. В одну их ночей обозлённые браконьеры поймали нас и поколотили. Могли бы и убить, а вода все скроет.
Через какое-то время под воздействием голода у кого-то из школьников возникла и более крамольная мысль: а не пройтись ли им по магазинам? И в магазинах стали появляться толпы мальчишек, которые, образуя очередь, покупали то конфеты, то чай, то хлеб с кабачковой икрой и потихонечку уносили с собой из магазина что-то им приглянувшееся. После продавцы стали примечать, что пропадает продукция с прилавков. Однажды один из таких походов в магазин завершился провалом и приводом в милицию. После этого был разговор с директором школы и подобные «мероприятия» прекратились. Некоторые переключились на оказание помощи нуждающимся жителям: то воды кому натаскать, то дров напилить и наколоть. За эту работу от стариков перепадало немного средств на житьё и карманные расходы.
Но появилась другая напасть: стали тревожить школьное общежитие местные хулиганы. Они заходили и вели себя как хозяева, заставляя отдавать последнее (в основном ценные вещи и деньги), устраивали танцы под гармонь, приставали к женской половине интерната. Из-за последних случаев возникали стычки, драки. Поэтому в интернате появился сторож: по вечерам приходил и следил за порядком «столетний» дед. Потом, по-видимому после ухода деда на пенсию, стали приходить в интернат учителя, дежуря до наступления сна. Во время своего дежурства они проверяли домашнее задание, выполненное их учениками, готовились к предстоящим занятиям. Каждый вечер приходил новый учитель».
На крыше интерната. Вверху слева 4-й Пронин Виктор, следом за ним Груничев Владимир.
Внизу слева направо Дементьев Гена, Лукьянов Вова, Веселов Саша, Лебедев Лёша.
Из воспоминаний выпускницы 1971 года Воронкиной (Мартышовой) Наталии Петровны:
«Наш интернат находился на улице Ленина, недалеко от Волги: огромный барский дом, поделённый на две половины - женскую и мужскую. Туалет на две половины на улице, большой сарай и погреб, куда спускали картошку, солили капусту на зиму. Из дома привозили на каждого по мешку картошки.
У нас была повар тётя Шура. Утром она приходила и варила кашу на завтрак. В обед было полноценное горячее питание, а вот вечером ели, кто что мог себе приготовить. Нам, девочкам, конечно попроще было, а вот ребятам, особенно малышне, не очень. Зимой на ужин жарили яичницу с салом, картошку, а то, что из дома привозили, быстро съедалось (помогали кто постарше). Вечером сами топили «галанки» (печки-голландки). Комната большая была, поэтому в сильный мороз не очень жарко было.
В 1970 году нас перевели в другой двухэтажный дом прямо на берегу Волги. Из окна мы смотрели, как плыли баржи совсем рядом, а зимой, как река застынет, катались по льду на валенках.
Воспитателем у нас была Валентина Семёновна, жена директора школы. Она проверяла уроки, следила за всем. Мы не чувствовали себя брошенными. Сторож был в вечернее время до 23 часов. А вот местные хулиганы нам докучали, было не очень приятно. В общем, за шесть лет всё было. Но я считаю, что мы все хорошую жизненную школу прошли».
Из воспоминаний выпускницы 1979 года Онищенко (Прониной) Марины Станиславовны:
«Мы с братом приехали учиться уже в новую школу. Её как раз открыли в 1973 году. На первом этаже был интернат, актовый зал, спортзал и раздевалка. Столовая была на втором этаже. В новый интернат продукты уже с собой не брали. Кормили нас в столовой, за что родители платили раз в месяц. В столовой было дежурство, мы накрывали столы утром и вечером, а в обед брали сами на раздаче.
Младшие классы учились на первом этаже, где интернат был, только в другом крыле, а остальные учились на втором и третьем этажах. Сама школа была построена в форме буквы П.
В интернате было две комнаты для девочек: одна – п/х Победа, вторая – село Старая Яблонка. И у мальчишек так же. Спальня большая, на 16 или 14 человек. Из мебели были шкафы для одежды, тумбочки для личных вещей (одна на двоих), полки для чемоданов.
В коридоре стоял ряд столов для выполнения домашнего задания, как в классе, во главе с учительским столом. Следила за тем, как мы уроки делаем, воспитательница Валентина Ивановна Кувшинова. Здесь же в коридоре стоял телевизор.
В новом интернате
Туалет и раковины для умывания были уже не на улице, а в здании. Душа не было, ноги мыли в тазиках. Мелочь стирали руками, а в основном брали бельё домой на стирку.
Полы мыли ночные няни, технички. Они же встречали нас в понедельник из дома и вели на завтрак. Вечером укладывали спать. Воспитательница водила нас на обед и ужин. Иногда мы ходили все вместе в кино. Два раза в год праздновали дни рождения с мороженым и пирожными».
Источники:
ГАСО (Саратов) Ф.135 Оп.1 Д.5514 Клировая ведомость Сергиевской церкви села Алексеевка за 1904 год
Официальный сайт ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» (посёлок Алексеевка, улица Чапаева, д.111)
http://paschinzy.ru/index/vizitka/0-110
Официальный сайт ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка Хвалынского района» (поселок Алексеевка, улица Грошева, д.20).
https://alexshc-int.ucoz.net/index/osnovnye_svedenija/0-5
Саратовские епархиальные ведомости № 1 1897г